Παρασκευή 21 Μαΐου 2021

ГОЛОСА ЧЕРНОКОЖИХ В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Преподобный Мэтью Браун (Matthew Brown)

Public Orthodoxy

ქართული | Ελληνικά (& here) | Black Voices in the Orthodox Church

Чернокожие американцы составляют крайне малый процент Православных христиан в Соединенных Штатах. В Американской культуре непросто принять Православную веру, тем более удивительными кажутся истории семи чернокожих американцев, помещенные в самом последнем выпуске журнала епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси (ОЦА) Jacob’s Well («Колодец Якова»). Если смотреть со стороны, Православие может показаться странным, сложным и непонятным. Но, возможно, чернокожие американцы находятся в лучшем положении, чем любая другая этническая группа в этой стране, чтобы пройти путь новообращенного.  

В этом месяце журнал  Jacob’s Well опубликовал специальный выпуск, где напечатаны  семь интервью с чернокожими православными американцами.  Это первая публикация за последние 20 с лишним лет, посвященная православным христианам, которые являются афроамериканцами ( последним из того, что мы помним, был сборник статей An Unbroken Circle (Неразорванный круг), опубликованный Братством Преподобного Моисея Черного в 1998 году). Этот выпуск был примечателен как разнообразием тех, кто давал интервью, так и  общими темами в содержании  всех бесед. Это были мужчины и женщины разного возраста, некоторые из них были потомками американских рабов, другие  относились к тем, кто недавно иммигрировал из Африки или имел афро-латинские корни. Они говорили на английском, испанском и французском языках. Некоторые из них вышли из католической среды, другие принадлежали к пятидесятническим или традиционным Черным Церквям. И все же, прослеживалось что-то общее в судьбах всех опрошенных.

Одной из общих тем были столкновения с проявлением расизма: некоторые из них -незначительные, другие — очень неприятные, тревожащие. Например, Преподобный Сэмюэль Дэйвис, ректор Православной миссии Св. Симона Киренского в Нью-Брансуике, Нью-Джерси,  рассказал, что однажды, когда он был моложе, полицейские остановили его машину и задержали его, потому что он был с белой подругой. Новообращенный Рональд Розальер описал тот случай, когда он обслуживал турнир по гольфу, в котором участвовал Вудс Тайгер. Розальер и его коллеги работали на поле для гольфа. Его боссу и всем работникам разрешили войти, и только Розальеру запретили – он был единственным чернокожим среди них. Начальник охраны не поверил, что он должен быть там, и товарищу по работе пришлось помогать и прояснять ситуацию. «Я привык к этому», — сказал Розальер, -потому, что это случается со мной каждый раз».

Еще одной общей темой оказалось то, как знакомство каждого новообращенного с Православием выходило за пределы привычных представлений их расы. Все они рассказывали, как полюбили эту веру, во многом так же, как новообращенный любой этнической группы. Но некоторые также говорили, что открытие Православия заставило их почувствовать более тесную связь с их африканскими предками. Православная вера обогатила их чувство общности со своей этнической группой, а не преуменьшила его.

Толчком к выпуску данного номера были, конечно, волнения, вызванные смертью Джорджа Флойда. Представлялось важным спросить: каким образом Православная церковь может внести конструктивный вклад в диалог по расовому примирению? Что мы можем предложить, исходя из нашей собственной веры, чтобы помочь примирению и сделать более справедливым общество в целом? Мы могли бы начать поднимать чувство достоинства у наших чернокожих православных сестер и братьев, выслушивая их и размышляя над их историями.  

Внимательно выслушивать – это, возможно, первый шаг к тому, чтобы увидеть образ и подобие Бога в другом человеке. Если есть что-то, что мы можем предложить нашему обществу в данный момент, это возможность видеть и слушать  чужеземца, непосвященного. Когда тебя видят и слышат – это знак того, что в тебе признают образ Божий.

Есть много такого в опыте жизни чернокожих в Америке, что неизвестно тем, кто не имеет к этому отношения. Мы можем исправить это. Говорить о расовых различиях может быть непросто, трудно, но наша традиция подвижничества призывает принимать трудности и находить в этом Бога. Например, многие ли белокожие христиане знают, что чернокожим родителям приходится объяснять своим чадам не только откуда берутся дети на примере цветочной пыльцы и т.д. -им обычно приходится объяснять своим мальчикам-подросткам и то, как вести себя, чтобы их не арестовали или не застрелили полицейские? Я не знал этого. Знаем ли мы о том, что у многих афроамериканцев, потомков американских рабов, есть ощущение, что их родословную узнать невозможно? Я – не знал. Многие из них чувствуют, что их лишили чего-то очень ценного – истории их народа, иммигрантов. Большинство из них не могут определить, какая деревня или страна была родиной их прадедов.

Эти прихожане могут также научить нас, как наиболее эффективно вести работу, с общиной чернокожих. Основная работа  православных в этой стране всегда была нацелена на людей, имеющих экономические и образовательные ресурсы.  Я бывал в протестантских церквях, где было полно бедных людей, но никогда не видел Православные церкви, которым подходит такое определение.  Многие люди ошибочно считают, что бедность – это когда нет денег; как будто студент колледжа, у которого мало денег –«беден». Бедность – это отсутствие возможностей. Это – когда ты в западне, в ловушке. Не многим из нас приходилось близко знакомиться с такой бедностью, потому что бедные изолированы от нас.

Одно исследование за другим напоминает нам, что семьи чернокожих в Америке с гораздо большей вероятностью, чем белые, становятся бедными. Как говорит в своем интервью прихожанин Феми Олутаде, изучать традицию Веры, которая связана с иностранной этнической группой, — это роскошь, которую бедные не могут себе позволить. «Учитывая степень угнетения чернокожих, – добавил он, -у которых нет доступа к среднему образованию, нет лишнего времени, — они не могут узнать что-то о Православной церкви. Не могут, если эту проблему никто не затрагивает! Это просто невозможно». Работа с бедными и со многими из сообщества чернокожих потребует целенаправленного выделения ресурсов для тех, кто не может найти Церковь. Это напоминает нам о Христе, который оставил 99 из ста и отправился на поиски одного заблудшего.

Олутаде закончил свое интервью словами о том, что как нигериец, который обрел истинную веру, он в ответе за то, чтобы все чернокожие люди разделили с ним это открытие – убеждение, которое должны разделять с ним и все мы, независимо от нашей расы или класса: «Я чувствую ответственность перед афроамериканцами;  эта ответственность основана на моем понимании того, что Православие – это единственная истинная Церковь. Если вы заявляете, что это -единственная истинная Церковь, вы отвечаете за то, чтобы люди, у которых нет этой церкви, могли на деле услышать о ней. Все, что говорится в Библии о бедных, об отверженных – все  это прямо относится к афроамериканской общине!».


Преподобный Мютью Браун является главным редактором журнала  «Jacobs Well», секретарем епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси (ОЦА) и ректором Православной Церкви Святых Апостолов в Сэддлбруке, Нью-Джерси.

Public Orthodoxy – Общественное Православие стремится способствовать обсуждению, обеспечивая форум для различных точек зрения по современным вопросам, относящимся к Православному Христианству. Мнения, высказываемые в данной статье, принадлежат единственно автору и необязательно представляют точку зрения издателей или Центра Православных Христианских исследований.

Смотрите также

 

12 статей и видео о православной Виноградник Африки – Православная Церковь ╰⊰¸¸.•¨* Russian

Отец Моисей Берри: Как хиппи-бунтарь стал скромным православным священником


Священник Моисей Берри

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου